Мои разработки


Конспект урока по обществознанию для 5 класса
«Юные граждане России»


Цель - достичь образовательных результатов:
1.                 Личностный - осознать себя гражданином своей страны, связанным с ним взаимными правами и обязанности;
2.                 Метапредметный - уметь работать с текстом учебника и документом, уметь оценивать и делать выводы, преобразовывать текстовый материал в графический;
3.                 Предметный - знать понятие гражданства и гражданина, выяснить правовую связь гражданина и государства; знать основные права и обязанности граждан.
1. Изчить понятия гражданин и гражданство;
2.Раскрыть сущность гражданства;
3.Выяснить роль паспорта в жизни гражданина;
4.С помощью текста учебника и Конституции изучить основные права и обязанности граждан РФ.
 Средства обучения:
Учебник Кравченко А.И.Обществознание.5 класс, М.: «РС», 2012 г.
Ход урока:
I,Оргмомент.
Приветствие, проверка присутствующих, активизация на работу.
II.Проверка домашнего задания.
Представление национальных культур (творческое задание).
Работа по карточкам.
III.Изучение нового материала.
1.                 Стадия вызова.
2.                 Определение темы урока, постановка познавательных задач.
-В каком государстве мы живем?
-Могут ли в нашей стране жить иностранцы?
-Чем отличается положение иностранцев в нашей стране от нашего положения?
-Как обозначается наша принадлежность к нашему государству?
-Являетесь ли вы в данный момент жизни гражданами России?
-Как бы вы назвали тему нашего урока?
Чтобы вы хотели сегодня узнать?
Итак, все мы являемся гражданами России.
Работа в группах. Класс делится на 2 группы (по рядам).
Задания группам:
1 группа - составить определение гражданина.
2 группа - составить определение гражданства.
Затем группам предлагается изучить данные определения в учебнике (с. 113). Затем по одному представителю от групп записывают свои определения на доске.
-Как вы думаете, как можно стать гражданином страны?
-Могут ли у нас отнять гражданство? (Отвечают).
Теперь давайте изучим и запишем правило:
1.     Если родители новорожденного граждане РФ, то и сам он автоматически становится гражданином России.
-Какой документ подтверждает наше гражданство?
-А что такое паспорт? Когда его получают?
-Что он дает человеку?
Прочитайте текст на с. 114 и определите, какие возможности дает человеку паспорт, (читают, отвечают). Итак, паспорт делает нас гражданами государства и дает нам права.
-А что должно быть у гражданина кроме прав?
Итак, помимо прав, гражданство возлагает на человека определенные обязанности. Сейчас в Конституции найдите и прочитайте об обязанностях граждан.
Работа в группах. Задание:
1                     группа - прочитать пункт «Какие права человек получает от рождения?» и составить кластер (с. 115). Изучить статьи Конституции и выделить наиболее важные права (с.116).
2                     группа - прочитать пункт «Взаимные обязанности государства и гражданина». С помощью «IDEAL» — стратегии решить проблему: существует ли взаимосвязь между обязанностями гражданина и государства?
I - Выделите в тексте проблему.
D - Опишите ее (выявите ее суть).
Е - Определите варианты подходов к решению проблемы.
А - Действуйте (решайте).
L - Сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы Выступление групп.
Вывод: Мы являемся гражданами РФ, гражданство дает нам многие права но и требует соблюдения некоторых обязанностей. Главным документом, подтверждающим наше гражданство, является паспорт.
3. Стадия рефлексии и подведения итогов урока. Игра «Верю - не верю».
1.                  Гражданами являются все люди, проживающие на территории России
2.                  Гражданин обладает только правами
3.                  Государство должно гарантировать наши права
4.                  Паспорт получают в 18 лет
5.                  Естественные права человека никто не может отнять

-Что вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось?
-Что вы запомнили?
Домашнее задание: параграф 16 Задания на выбор:
1.Изучить право на образование
2.Выполнить практикум 1, 3, 4
3.Изобразить обязанности граждан.





Список использованной литературы

1.Учебник Кравченко А.И.Обществознание.5 класс, М.: «РС», 2012 г.
2.Конституция РФ. 2012 г.



Конспект урока по обществознанию для 6 класса
«Глобальные проблемы современности»



Цель – достичь образовательных результатов:
1.Личностный - осознать угрозу глобальных проблем для существования человечества;
2.Метапредметный – уметь распознавать глобальные проблемы в разных школьных предметах; работать в малых группах, анализировать материал; выполнять познавательные и проблемные задания; публично выступать, оценивать свою работу и делать выводы;
3.Предметный – знать понятие и признаки глобальных проблем; знать и раскрывать их классификацию; предлагать пути их решения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайды с иллюстрациями, карточки с заданиями, глобус, маркер, схема «Признаки глобальных проблем», ватман, текст.

Технология: работа в группах.
Ход урока
I.                   Организационный момент

II.                Проверка домашнего задания в малых группах
Формируются 3 группы.

1.      По картинкам на слайде определите признак современного общества. Подпишите их на слайде.
Задание второму ученику: составить текст по этим признакам, раскрывающий их взаимосвязь.
2.       Трем ученикам раздается карточка с понятиями: 1.Сельское хозяйство; 2.Город; 3.Образование. Каждый учащийся раскрывает заключенную в карточке проблему, причем в той последовательности, в какой эти понятия связаны между собой.
3.      Взаимоопрос в малой группе: лидер разрабатывает вопросы и задания для группы. Затем участники группы отвечают. Лидер оценивает ответы, исправляет, дополняет.
4.      Остальные учащиеся получают карточки с заданиями. Оценки объявляются на следующем уроке.

III.             Мотивационный этап
Итак, какие проблемы существуют в современном обществе?
Посмотрите на глобус. Напишите на листочках и наклейте на глобус проблемы современного мира там, где они присутствуют на ваш взгляд в большей степени.
Почему мы разместили их на глобусе?
Как бы вы назвали эти проблемы?

Таким образом, наш урок посвящен глобальным проблемам современности.

IV.             Введение в тему. Эмоциональный этап
Просмотр фрагмента видео о глобальных проблемах современности.
V.                Работа над темой

1.      Понятие и признаки глобальных проблем.
Группы изучают понятие глобальных проблем в ходе выполнения заданий:

1 группа самостоятельно формулирует понятие.
2 группа изучает понятие в учебнике.
3 группа формулирует понятие с помощью схемы в учебнике.

Затем происходит обсуждение и сравнение результатов работы групп.

- Ребята, на каких предметах вы уже могли рассматривать глобальные проблемы?

VI.             Физминутка


Виды глобальных проблем. Работа в группах.

1 группа получает роль научно-исследовательской экспедиции. В ходе изучения экологических проблем группа должна составить отчет экспедиции о состоянии данной проблемы.

2 группа – корреспонденты газеты, занимающиеся изучением демографической проблемы. Представляют репортаж по теме.

3 группа играет роль Совета Безопасности ООН по вопросу угрозы войн и распространения ядерного оружия. Совет должен представить свое решение по данной проблеме.

4 группа – депутаты Государственной Думы, обсуждающие проблему международного терроризма. После заседания принимают закон.

Каждая группа должна предложить пути решения своей проблемы.
Выступление групп


VII.          Рефлексия
1.Заполнение группами плакатов по одной из глобальных проблем другой группы: из предложенных на листочках понятий и картинок выбирают и прикрепляют на плакат нужные.
2.Оценка работы на уроке.
1 и 2 группы анализирует, что было сделано на уроке.
3 и 4 группы заполняют шкалу усвоения материала, расставляя на шкале вопросы урока (понятие и признаки глобальных проблем, проблемы экологии, проблемы демографии, проблемы войны и ядерного оружия, проблема терроризма).

VIII.       Итоги. Оценки
Домашнее задание: параграф 15; в течение недели посмотреть новости и сделать обзор глобальных проблем.


Список использованной литературы
Кравченко А.И. Обществознание. -  М.: «Русское слово», 2012.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

Видео «Глобальные проблемы современности» http://www.youtube.com/watch?v=SY2PvKpfWRc





Конспект урока в 6 классе

«Возвышение Москвы»


Цель – достичь образовательных результатов:

1.Личностный – давать оценку и выражать свое отношение к личности Ивана Калиты; понять причины становления Москвы центром объединения русских земель;
2.Метапредметный – уметь устанавливать причинно- следственные связи в историческом процессе; применять логическое мышление в ходе решения познавательных задач; уметь работать в группе;
3.Предметный – разбираться в политической ситуации на Руси в первой половине XIV века; знать особенности складывания новых центров русских земель, противоборства между Тверью, Москвой и Литовско-русским государством; уяснить причины возвышения Московского княжества; называть роль Ивана Калиты в укреплении Московского княжества;

Оборудование:

- настенная карта «Образование и расширение Российского государства», видеофильм «Возвышение Москвы» и «Иван Данилович Калита», фрагмент мультфильма 1947 г. «Тебе, Москва», маршрутные листы для групп с дополнительным материалом, оценочные листы.


Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология развития критического мышления.

Ход урока

I.Оргмомент (1м.)

II. Актуализация предыдущих знаний (3м.)
Проводится в форме блиц-опроса по группам.
Представителям от групп задаются вопросы и задание на карте по изученным темам повышенной сложности.
1 группа.
Покажите крупные русские княжества периода феодальной раздробленности.
   - Какую роль в возрождении и объединении Руси могли сыграть города?
2 группа.
Покажите русские княжества и земли, разоренные в ходе монгольского нашествия.
   -  Что способствовало подъему Северо-Восточной Руси?
3 группа.
Покажите на карте Золотую Орду и Великое княжество Литовское.
   - Почему русские удельные князья покорялись литовцам? Как вы оцениваете вхождение русских земель в состав Литвы? Было ли это благом?

III.Мотивационный этап. (2м.)
Просмотр фрагмента мультфильма 1947 года «Тебе, Москва».
Чему же будет посвящен сегодняшний урок?
Почему Москва имеет такое большое значение?
Почему она станет самым главным городом нашей страны?
Когда и как это произойдет?
Это и предстоит нам узнать.
Итак, наш урок посвящен теме «Возвышение Москвы».

IV.Работа на темой (32м.)
1.Вызов. (7 м.)
Просмотр фрагмента фильма «Возвышение Москвы».
Задания для групп на основе фильма:
1.      Заполнить таблицу «ЗУХ» (знал, узнал, хочу узнать)
2.      Составьте план.
3.      Заполните таблицу из трех колонок: имена, события, княжества.
Физминутка (2м.)

2.Осмысление. (25м.)
I.Работа в группах по маршрутным листам. (10м.)
1.Борьба Москвы и Твери.
Задания:
1.      Изучите пункт 2 в учебнике.
2.      Изучите таблицу.
3.      Покажите на карте территорию Московского и Тверского княжеств.
4.      Объясните, почему именно Тверь и Москва стали основными претендентами на роль центра русского государства.

    Тверское княжество

    Московское княжество

Тверь выгодно расположена

Тверское княжество избежало дробления и набирало силу
Княжество возникло в XIII веке
1247 г. – тверской престол занял
                младший брат Александра
                Невского – Ярослав
                Ярославович
1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение
1308 г. – тверской князь Михаил получил ярлык на Великое княжение
1318 г. – хан Узбек стал опасаться усиления Твери
Митрополит Петр предпочел Москву Твери

Москва выгодно расположена:

- на пересечении торговых путей
- далеко от опасных территорий
  ордынского владычества
- имеет плодородные земли
1276 г. - первым Московским князем
 стал младший сын Александра
 Невского – Даниил (1276-1303)
Московское княжество по территории
уступало Тверскому, поэтому Московские князья поставили цель – расширить размеры владений:
- 1301 год Даниил отнял у рязанских князей Коломну и получил по завещанию племянника Переяславское княжество
- сын Даниила Юрий (1303-1325) отвоевал у смоленских князей Можайск
-1326г. Митрополит Петр умер в Москве, митрополит Феогност остался в Москве

 2.Правление Ивана Калиты (1325-1340 гг.)

Задания:
  1. Изучите пункт 3 в учебнике.
  2. Изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы к нему.
  3. Назовите основные направления деятельности Ивана Калиты.
  4. Дайте ответы на вопросы в тексте.

При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси.
Иван Данилович получил прозвище «Калита» за свое богатство. На Руси «калита» означало кожаную сумку, кошель, который или пристегивался, или привешивался к поясу. Предание говорит, что князь щедро раздавал подаяния.
            Летописи, повествуя о Калите, сообщают, что с его приходом на великое  княжение во всей земле Русской наступила «тишина».
 Вопрос: Что это с вашей точки зрения означало?
Иван Калита для достижения своих целей стремился использовать Золотую Орду.
            Золотая Орда при хане Узбеке переживала апогей своего могущества, поэтому открытая борьба с Ордой была бы обречена на поражение. Политика Ивана Калиты была похожа на политику его деда Александра Невского.
            В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против баскака Чолхана. Он и его воины были убиты. Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь с карательной экспедицией. Но Иван Калита воспользовался ситуацией. У него был выбор: либо вместе с ордынским войском покарать Тверь, но при этом спасти Москву, Владимир, Суздаль, либо все потерять, допустив большое кровопролитие, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям.
            Калита с ордынцами, заверив хана Узбека в своей верности, обрушился на Тверь. Тверская земля была опустошена, тверской князь Александр Михайлович бежал в Псков, а Иван Калита получил ярлык на Великое княжение (Великий князь Владимирский с 1328). Поступок князя  на Руси ему долго не могли простить.
Вопрос Как вы оцениваете эту политику Ивана Калиты? Можно ли её           оправдать?
                        Двойственность внутренней политики Ивана Калиты:
- князь действовал в интересах собственного княжества с одной стороны
- князь действовал на благо все русских земель с другой стороны
Основные характеристики московской политики:
·         Поддержание положительных отношений с Золотой Ордой
·         Удержание ярлыка на Великое княжение и права собирать «ордынский выход» - дань
·         Накопление средств и приобретение земель
·         Сохранение устойчивости княжества из-за удачного порядка престолонаследия

            3. Причины возвышения Москвы.

Задания:
  1. Изучите пункт 1 в учебнике.
  2. Сделайте вывод о положении Владимиро-Суздальской Руси после монгольского нашествия.
  3. Изучите причины возвышения Москвы по дополнительному материалу.
  4. Объясните их.

Причины возвышения Москвы:

1)Московское княжество имело выгодное географическое положение.

2) Через Москву проходил Волжский торговый путь.
3) Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от
     воинственных кочевников.
4)Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским
    князем Иваном Калитой (1325-1340).
5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и
     получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех
     русских земель.
6) Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.
7) В Москве началось грандиозное строительство,  создание
     многочисленной дружины.
8) Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.
9) В Москву была перенесена резиденция митрополита.
10) Московское княжество было самым спокойным и безопасным.
11) Москва превратилась в политический центр Руси

II.Выступления групп. (10м.)

III.Подводя итоги урока, предлагаю посмотреть фрагмент фильма Иван Данилович Калита». (5м.)

V.Рефлексия. (5м.)
Заполнение группами оценочных листов.

Ф.И. участников группы с указанием баллов за работу на уроке каждого
Виды деятельности
Кол-во баллов группы за каждый этап урока
Общее количество баллов


1.      Актуализация
2.      Вызов
3.      Работа по маршрутным листам


Домашнее задание: параграф 22, задания в рабочей тетради; посмотреть мультфильм «Тебе, Москва».


Сценарий внеклассного мероприятия
«Отечественная война 1812 года».

Цель:
Задачи:
Образовательная: рассмотреть важные и интересные страницы отечественной войны 1812 года, осветить роль ее героев, а также вклад в победу родного края;
Развивающая: развивать творческие способности учащихся;
Воспитательная: формировать интерес к истории страны и вызывать гордость за ее военные успехи.

Форма мероприятия: исторический вечер.

Участники: учащиеся 10 класса.

Аудитория: учащиеся 8-11 классов.

Бал. Звучит музыка. Учащиеся исполняют вальс.
На сцене император.
Императору приносят письмо.
Слуга: Ваше высочество, французы, французы!
Александр: Что французы?
Слуга: Они переправились через реку Неман и вторглись на нашу территорию.
Александр: Срочно ко мне генерала Барклая де Толли!

Уходят со сцены

Ведущие:
Здравствуйте, дорогие друзья, мы рады вас приветствовать в этом зале, на празднике, посвященном Отечественной войне 1812 года. Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа России над французами поразила современников и оставила великую память для потомков.
12 июня 1812 года французские войска под командованием Наполеона вторглись на территорию России. Утром 12 июня император Александр получил донесение о готовящейся переправе. Но государь хранил полученные сведения в тайне и даже вечером был на балу. Во время бала курьер привез известие о переправе французов через Неман.

Уходят.

Выходит Наполеон. Обращается к войску:

Я, император Наполеон Бонапарт. Солдаты! Вторая польская война началась. В Тильзите Россия поклялась в вечной дружбе с Францией и обязалась воевать с Англией. Сегодня она нарушила свои обязательства! Она не дает объяснения своего странного поведения, пока французские орлы снова не отойдут назад за Рейн, бросив наших далеких союзников на ее милость. На своем опыте она узнает, что ей суждено. Она нас ставит перед выбором: бесчестье или война. Выбор не может вызвать сомнений. Так пойдем вперед, перейдем Неман, внесем войну на ее территорию. Вторая польская война будет славной для французского оружия, как и первая. Но мир, который мы заключим, будет обеспечен; он положит конец этому гибельному влиянию, которое Россия уже пятьдесят лет оказывает на Европу.

Выходит Александр I. Обращается к войску:

Я, император российский Александр I. Большая часть моего царствования прошла в войнах. Я не ослепляюсь мечтами, я знаю, в какой мере император Наполеон великий полководец, но на моей стороне, как видите, пространство и время. Не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь Свидетеля и Защитника правды, Всемогущего Творца Небес, поставить силы наши против сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На зачинающего Бог. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского солдата не останется в царстве моем.

Ведущие:
Если сравнивать обращения императоров к своему войску, то можно увидеть, что одно проникнуто чувством любви к Родине, призывает к ее защите и вере; а другое имеет вызывающий характер, призыв к славе и наживе.
Русская армия, во главе с великим полководцем Михаилом Илларионовичем Кутузовым, одержала победу над Наполеоновской армией. Неоценима роль великих полководцев России, благодаря военному таланту, мужеству и героизму которых была одержана эта победа. Вот некоторые из доблестных имен, увековеченных великой славой.

Видео о героях:
Михаил Богданович Барклай де Толли
Петр Иванович Багратион
Михаил Илларионович Кутузов.

Ведущий: Генералам 1812 года посвящается.
Звучит песня из к/ф «Эскадрон гусар летучих» «Генералам 1812 г».

Ведущие: Народный патриотизм был велик. Неоценимую роль сыграло народное партизанское движение. Отряды партизан создавались преимущественно крестьянами.
Широко известны имена Герасима Курина, Василисы Кожиной, Дениса Давыдова и многих других. Л. Толстой написал, давая оценку партизанам: «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
О них писал поэт-партизан Денис Давыдов в стихотворении «Партизан»:

И мчится тайною тропой 
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой
На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской…
Давно не знаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный,
Его любовь – кровавый бой,
Родня - Донцы, друг – конь надежный…


Звучит романс из к/ф «Эскадрон гусар летучих» на слова Дениса Давыдова «Я люблю кровавый бой».

Ведущий: 7 сентября состоялось генеральное сражение, навеки вошедшее в историю – Бородинская битва. Наполеон, вспоминая о нем много лет спустя, считал, что изо всех его сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.

Чтец:
Бородино… Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.

Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас,
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.

И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни,
О наших предках память бережём.

Бородино… Родной земли частица,
Село, каких немало под Москвой,
Но как же сердце начинает биться
При виде церкви с маковкой златой.

Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.

И вновь трубы победный клич несётся,
В парадном строе движутся полки;
Над Полем Славы флаг российский вьётся,
Блестят на солнце грозные штыки.


Ведущий: Сейчас мы предлагаем вашему вниманию запись торжественных мероприятий в честь 100-летия Бородинской битвы.
Фрагмент х/ф 1912 года «100 лет Бородинской битвы».

Ведущие:
Отечественная война 1812 года сплотила всю Россию от центра до самых отдаленных окраин. Когда генерал-губернатор Оренбургской губернии князь Волконский, распространяя на русском и татарском языках царские манифесты о войне, призывал население к готовности постоять за Родину всеми силами, население края сразу отозвалось на беду. Среди жителей немало находилось и тех, которые изъявляли желание добровольно идти в армию и народное ополчение.
В общей сложности в действующую армию в ходе войны из Оренбургского края было направлено 5 оренбургских, 5 уральских казачьих, 19 башкирских, 2 мищарских, а всего - 31 полк иррегулярных войск. Оренбургские воины участвовали во многих сражениях Отечественной войны. Полководец М.И. Кутузов писал в Оренбург губернатору Г.С.Волконскому 31 октября 1812 года: «…с какой храбростью наши воины, в том числе казаки и некоторые башкирские полки поражают неприятеля». В составе русских армий, двинувшихся в 1813 г. за границу, находились и сформированные в Оренбуржье полки. В 1814 г., действуя на французской территории, оренбуржцы в составе русских и союзных армий брали Париж.
Отечественная война 1812 года является величайшей страницей в военной истории России. Она не только сохранила независимость нашей страны, но навсегда остановила захватнические планы Наполеона.

Все участники выходят на сцену. Исполняют песню «Россия, Русь».

Песня «Россия- Русь»


То не звёзды на тебя глядят, не заветный пламень полыхает   
То огни отечества горят и высокий путь нам освещают
Свет отчизны смотрит на тебя, полыхая вечными огнями
И всплывает китеж как судьба, отражая древними крестами.

Припев:

Россия! Русь! Храни себя, храни
Живи страна единая держава
Пускай горят отечества огни
Пускай не меркнет над тобою слава!
(2 раза)

От границ до самого Кремля ты одна стоишь перед глазами
Это светит родина моя золотыми вечными огнями
Так живи, родимая земля, где гуляют ветры молодые
Нет другой отчизны у меня, нет у нас с тобой другой России!
Припев.

То не звёзды на тебя глядят, не заветный пламень полыхает
То огни отечества горят и высокий путь нам освещают
Свет отчизны смотрит на тебя, полыхая вечными огнями
И всплывает китеж как судьба, отражая древними крестами.
Припев.




Разработка внеклассного мероприятия для 9-11 классов «Юный предприниматель»



Цель: формирование положительной установки и готовности к предпринимательской деятельности у учащихся старших классов.

Задачи:
1.                                                  Расширение знаний учащихся в экономической, и в частности предпринимательской сфере;
2.                                                  Развитие интереса к активной деятельности, предпринимательству;
3.                                                  Формирование готовности к профессиональному росту и самосовершенствованию;
4.                                                  Выявление талантливой молодежи.

Описание мероприятия:

В мероприятии участвуют учащиеся 9, 10 и 11-х классов. Формируется жюри из директора школы, работников районного центра занятости и предпринимателей района.

Требования:
- владение тематической терминологией и знаниями;
- творческий подход к делу;
- четкость формулирования целей, принципов, направлений, кредо деятельности;
- логичность обоснования выбранного бизнеса, кредо;
- полнота раскрытия бизнеса;
- постановка путей дальнейшего развития бизнеса.

Учащиеся каждых классов формируют команды в составе 5 человек. Команды выбирают капитана, придумывают название своих команд согласно заявленной тематике; определяют вид предпринимательской деятельности (торговля, досуг, общественное питание и т.д.); формулируют название бизнеса, направления, цели, принципы деятельности, определяют предпринимательское кредо; распределяют обязанности в бизнесе, разрабатывают бизнес-план; готовят творческое представление проектов.

Конкурсы мероприятия:

1.     Представление команд
2.     Представление бизнес-плана
3.     Творческое представление бизнеса
4.     Конкурс капитанов – интеллектуальная викторина

Финансовые расходы: спонсорская помощь предпринимателей района.

.

Приложение. Разработки творческого представления бизнеса.

1.      Аэрография.
«Сказ о Федоте-стрельце».

Царь: 
 К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол
Надо этому послу
Показать нашу красу.
В Англии большой прогресс
И у бизнеса там вес
Ну а мы тут отстаем
Хоть вперед мы и идем.
Надо Федя поднажать
Бизнес русский показать
Чтоб у этого посла
Челюсть к полу отвисла
Не смогешь-кого винить
Я должон тебя казнить
Государственное дело
Ты улавливаешь нить?

Федот:

Нешто я да не пойму
При моем-то при уму
Чай не лаптем щи хлебаю
Соображаю сто к чему
Получается на мне
Вся экономика в стране
Не добуду бизнес я
Опозорится страна
Чтобы аглицкий посол
Был уж очень удивлен
Головы не пожалею
Обеспечу разносол

Слово царя тверже сухаря. Пошлет на медведя-пойдешь на медведя, а куда деваться, надо Федя. Обошел Федот сто лесов, сто болот. Встретил деда Ивана Федот.

Вот несчастье, вот беда
Нету дела и следа
На дворе какой уж век
Отстает наш человек

Дед: 

Здравствуй добрый молодец
Что печален ты юнец

Федот:

Нужно бизнес мне открыть
Чтобы гостя поразить

Дед: 

Ты Федот меня не трожь
В этом я знаток на грош
У меня у самого
Валенки совсем того
Прохудились, вот беда
А без них я никуда
Но выбрасывать не стану
Я возьму и залатаю
А чтоб не было заметно
Рузукрашу разноцветно
Буду их носить я снова
Будут краше даже новых

Федот:

Слушай, дед, это ж идея
Это мог и я бы делать
Чтоб народ свои предметы
Не выбрасывал на ветер
Буду я их украшать
Жизнь вторую им давать

Много ли мало времени прошло. Пришел к царю  Федот другим человеком. Деловой, солидный, речь толковая. Тут и царь и посол от  удивления рты открыли.

Федот:

Здравствуй царь, да и посол
Показать себя пришел
Да свой бизнес преподнесть
Где еще такое есть?
Я теперь начальник стал
Работников себе достал
Произнесут мои уста:
Мир спасет лишь красота
Если надоела вещь
Можешь к нам ее принесть
Мы ее преобразим
Аэрографией осветим
Станет вещь твоя нова
И повсюду красота!






2.      Массажный салон
На мотив песни «Алло, алло, прекрасная маркиза…»

Песня
Алло, алло какие вести
Давно в салоне не была
Уже пять дней как я в отъезде
Ну как идут у нас дела?

Все хорошо, любимый наш директор
Дела идут день ото дня
Ведь каждый день встречает всех клиентов
Наш мастер рук теплом маня

Мы мастера в массажном деле
Мы знаем толк в работе этой
И в остальном любимый наш директор
Все хорошо все хорошо

Алло, алло, не расслабляться
Должна я бизнес развивать
Мой план таков: чтоб расширяться
Салоны буду открывать

Все хорошо любимый наш начальник
Все хорош как никогда
Готов отчет итоговый и планы
Вчера я все уже сдала

Отчеты что-пустое дело
Я над эскизами потела
Дизайн салона-прекрасная работа
Всем хорошо всем хорошо

Алло алло уют нам важен
Клиент здесь должен отдыхать
И покидая палаты наши
Он должен будто бы порхать

Все хорошо клиент всегда доволен
Услуги наши хороши
И мастера работают достойно
На благо тела и души

Стоит салон в прекрасном месте
Ведете вы свой бизнес честно
Доступны всем массажные услуги
Народ идет-доход идет

Алло алло. Мой это принцип
Мой бизнес честным должен быть
Ведя свои дела успешно
Клиенту пользу приносить
Всегда стараюсь работать я усердно
На благо дела своего
Но в то же время – и это мое кредо
Не оставлять в обиде никого

Мой бизнес будет процветать
Услуги буду расширять
Массаж мы делаем для вас
И не забыть вам этот час
Займемся вашей красотой
И сниться будет нам покой
Ты в «Руки мастера» иди
Там все для тела и души
Работает день ото дня
Команда наша для тебя
У нас во всем любимые клиенты
Все хорошо все хорошо.





Правовые основы брака и семьи

Цель урока: рассмотреть основы семейного законодательства.

Задачи:

Образовательные: с помощью интернета и средств Google изучить понятия семьи и брака, этапы существования семьи, традиционные символы свадьбы и брака, типы семей; в ходе работы с учебником и семейным кодексом рассмотреть условия заключения брака, права и обязанности супругов, имущественные отношения супругов, права детей.

Развивающие:развивать навыки работы с интернетом, работы в сервисной средеGoogle, групповой работы, отбора информации и ее обобщения, самооценки; способствовать формированию навыков самостоятельной работы с понятиями, источниками, дополнительным материалом, учебником.

Воспитательные: способствовать формированию представления о семье и браке как о важнейших социальных институтах и их роли в жизни человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: групповая работа в сервисной средеGoogle.

Ход урока:

Класс делится на 3 группы по 5 человек. В течение урока группы работают в сервисной среде Google, заполняя презентации. В конце урока группы заполняют рабочие листы, в которых выставляют себе баллы от 0 до 5 за работу на каждом этапе урока. (Приложение 1)

I.    Организационный момент.

II.Актуализация предыдущих знаний.
Каждая группа получает конверт с набором заданий на актуализацию предыдущих знаний.
Задания:
1.  Дать анализ правовой ситуации.
2.  Из списка понятий составить текст.(Приложение 2)

Учащиеся выполняют задания, учитель дает оценку выполнения.

III.                    Мотивационный этап.
Учащимся предлагается просмотреть видеоролик – опрос на тему семьи и брака (тема в ролике скрыта), снятый другими учениками. Учащиеся должны определить, о чем идет речь и выделить основные понятия, показанные в ролике.
Учащиеся называют тему, записывают в тетрадь.

IV.                    Этап эмоциональной подготовки.

Учащиеся прослушивают фрагмент песни о семье. Затем каждая группа в своей презентации окрашивает фон первого слайда в тот цвет, с которым ассоциируется тема в данный момент и записывает на слайде слова-ассоциации к слову семья.

V.Работа над темой.

1.  Понятие семьи и брака.

Работа с интернетом. Группы выполняют задания:
1 группа: найти и разместить в презентации понятия семьи и брака в юридическом словаре.
2 группа: найти и разместить в презентации понятия семьи и брака в толковом словаре Ожегова.
3 группа: с помощью дополнительного материала изучить и разместить в презентации происхождение слов семья и брак. (Приложение 3)

Затем учащиеся записывают в тетрадь определение семьи:

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

2.  Работая в системе Google с дополнительным материалом.

Группам раздается дополнительный материал. На его основе учащиеся заполняют слайды презентации, в которых уже есть соответствующие иллюстрации.
1 группа: этапы существования семьи.
2 группа: традиционные символы свадьбы и брака.
3 группа: типы семей. (Приложение 4)
Представляют свои работы.

3.  Работа с учебником и семейным кодексом, заполнение презентации.
4 участника группы работают с кодексом и заполняют презентацию, 1 участник работает с учебником и устно представляет материал.
1 группа: Условия заключения брака. Права и обязанности супругов. (стр. 112)
2 группа: Имущественные отношения супругов. (стр. 111)
3 группа: Права детей в семье. (стр. 113-116)(Приложение 5)
Представляют работы.

VI.                    Закрепление.

Группы выполняют онлайн-тест.

VII.                 Рефлексия.

Учащимся предлагается еще раз окрасить фон последнего слайда тем цветом, который ассоциируется с семьей в конце урока, записать слова-ассоциации после изучения темы. Затем происходит сравнение эмоционального отношения к семье в начале и в конце урока.
Заполнение и озвучивание рабочих листов.

VIII.             Домашнее задание:
параграф 15; с помощью интернета найти информацию и проанализировать брачно-семейную ситуацию в Оренбургской области за 2010-13 годы по следующим показателям:
-количество заключенных браков;
-количество разводов.


















Приложение 1. Рабочий лист
Участники
Этапы урока

Актуализация
Мотивационный этап
Работа с понятиями
Работа с дополнительным материалом
Работа с учебником и кодексом
Тест








































Группа №















Приложение 2. Задания на актуализацию предыдущих знаний.

I группа:
1.Дайте анализ правовой ситуации:
17-летний гражданин Сидоров обратился в суд с иском о том, что ему отказали в участии в голосовании на выборах президента РФ, так как он несовершеннолетний, нарушив тем самым его личное право.

2.Закон, нормативно-правовой акт, Конституция, органы государственной власти, законодательная, исполнительная, судебная, президент, политика, правительство, государство, парламент, управление, судебная, две палаты.

II группа:
1.Дайте анализ правовой ситуации:
15-летний Александр устроился на работу грузчиком в ночное время без заключения трудового договора.

2.Право, рынок, экономика, регулирование, продавец, собственник, потребитель, имущество, договор, защита, владение, права, распоряжение, пользование, покупатель.

III группа:
1.Дайте анализ правовой ситуации:
В магазине бытовой техники гражданке Ивановой отказали обменять некачественный товар, купленный ею 10 дней назад, аргументировав отказ тем, что это не предусмотрено законом.

2.Труд, потребности, оплата, работа, право, договор, обязанности, кодекс, права, несовершеннолетний, условия, документы, работник, отношения, работодатель.












Приложение 3. Ссылки для работы в интернете.

Сайт юридических терминов
Толковый словарь Ожегова
Блог учителя
























Приложение 4. Дополнительный материал.

1 группа. Этапы существования семьи
Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.
Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.
Основные этапы жизни семьи.
1.Знакомство.
2. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.
3. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе.
4. Молодая семья, рождение детей. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам.
5. Семья с детьми-подростками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу, его взросление, конфликты детей с родителями.
6. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов.
7. Рождение внуков. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Главным занятием становится забота о внуках.








2 группа. Традиционные символы свадьбы и брака

Центральными фигурами свадебного торжества являются жених и невеста. В культурах различных стран мира значительная роль в свадебном торжестве отводится родственникам жениха и невесты. Организаторы свадьбы приглашают свадебного распорядителя, так называемого тамаду.  который на протяжении мероприятия контролирует его ход, предоставляет слово желающим произнести тост, следит за порядком выступления артистов и так далее.
В современной России свадьба обычно совпадает с государственной регистрацией брака. В то же время свадьба — это больше, чем просто бракосочетание, это ещё и цикл знаменательных обрядов (свадебный поездсвадебный пир,выкуп невесты и т. п., кольца, свадебный торт, свадебные костюмы). В наши дни в России свадьба впитала в себя обычаи многих народов, однако для неё также остались характерны и самобытные традиционные обряды.
Со временем появляются новые традиции. Так, например, появилась традиция первого танца молодоженов. Музыкальную композицию для своего первого танца молодожены либо выбирают сами, либо танцуют под песню, предложенную ведущим. Многие пары готовятся к танцу заранее.
Ещё одним трогательным моментом на современной свадьбе является танец невесты с отцом, также ставший традиционным.
















3 группа. Типы семей.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

§  нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
§  расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
§   
В зависимости от количества детей:
·         Бездетная семья;
·         однодетная семья;
·         малодетная семья;
·         среднедетная семья;

В зависимости от состава:
·         полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
·         неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

















Приложение 5. Статьи семейного кодекса.

1 группа


Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.








Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.


3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.


















2 группа
Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов

1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
2. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями 257 и 258 Гражданского кодекса Российской Федерации.



Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.



Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов

1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
3. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.



Статья 36. Имущество каждого из супругов


1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.
(п. 3 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)



Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Статья 38. Раздел общего имущества супругов

1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.
При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.
4. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.
5. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.
Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.
6. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.
7. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.














3 группа
Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59,72,132,134,136,143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.



Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)
2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.
3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.


5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "МОЕ СЕЛО - МОЯ КОЛЫБЕЛЬ"


1.    Вступление. Что такое Малая Родина. – Кальтиева Регина.
Танец с ленточками.
2.    Видеоролик об Оренбургской области.
3.    Театрализованное представление основания села Татарская Каргала.

Ведущие:
1745 год. Оренбургский край. Велика степь Оренбургская, широки ее просторы. Удивителен этот край. Лежит он меж двух сторон – Европой и Азией. Встречаются здесь два мира, переплетаясь в одну культуру. Пересекаются здесь пути торговые, древние, из Востока на Запад. И везут купцы восточные товары свои диковинные.

Привлекают места сеи купцов-торговцев со всей России, ведь нет удобнее места для торговли восточной, чем земля Оренбургская.

А лучшие купцы в Казани живут. Кто лучше них с купцами восточными торговать может? Вот и решил купец казанский Сеит Хаялин в край Оренбургский за лучшей торговлею пойти.

Было это в год 1745. Прибыл Сеит в Оренбург просить разрешения поселиться в этом краю у губернатора того края Ивана Ивановича Неплюева.

Сеит:

Я, купец казанский Сеит Хаялин, прошу разрешения вашего поселиться мне с людьми моими на земле вашей у реки Сакмары. Будем мы торговлю вести с купцам восточными и пользу приносить, ведь знаток мы дела этого и лучше всех с ней справимся.

Ведущие:

И пошел губернатор в Сенат к людям государственным просить дозволения купцам казанским селиться в краю Оренбургском.

Неплюев:

Оный татарин Сеит, как тому известно, в купечестве своем довольно состоятелен. Посему прошу дозволить ему поселиться на земле по реке Сакмаре.
Сенат:

Так и быть тому. Пусть селится купец со своими людьми торговыми, посад обустраивает и торговлю успешную ведет.

Ведущие:

Так и поселились казанские купцы у реки Сакмары под Оренбургом, а селение их по имени купца Сеита Хаялина Сеитовой слободой именовать стали. И пошла жизнь в посаде Сеитовом, и закипела торговля бойкая.

Сцена торговли. Танец.
А теперь давайте заглянем на страницы истории нашего села.
Село Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области одно из самых старейших, крупных населенных пунктов области. Оно расположено в 23 км. севернее города Оренбурга, на правом берегу реки Сакмара, у устья Средней Каргалки.

Наше село имеет свою особенность – основными его жителями были казанские татары, которые установили торговые отношения между мусульманами Среднего Поволжья и странами Центральной Азии и Казахстаном.
В начале 1749 г. казанские татарские купцы, «люди торговые и зажиточные», обратились к первому оренбургскому губернатору (основателю города Оренбурга) И.И. Неплюеву с предложением поселиться при новом городе с условием освобождения от рекрутской повинности и разрешением свободно строить мечети и исповедывать свою религию. 2 марта 1744 г. И.И. Неплюев представил Сенату доклад о предложении казанских купцов.

В 1744 году в Оренбургскую губернскую канцелярию явился казанский торговый человек, татарин Сеит Хаялин. По-видимому, в 1744 году Сеит Хаялин со своим семейством и другими казанскими татарами поселился на месте современного села Каргала, в устье речки Средней Каргалки, на правом берегу реки Сакмара.

Народные предания повествуют о том, что С. Хаялин поселился с группой татар в 30 дворов. В Каргале к настоящему времени еще сохранился остаток дома, построенного С. Хаялиным (по ул.Г.Тукая). Ранее дом был двухэтажный. Сейчас верхний этаж разрушен, а из нижнего этажа осталась только часть дома. Дом построен из красно-песчаного естественного камня с массивными толстыми стенами. Жилые комнаты нижнего этажа имеют сводчатые потолки и маленькие окна. Весь дом своим внешним видом и внутренним устройством напоминает небольшую цитадель, укрепление на случай опасности.

Новое поселение стало именоваться Сеитовой слободой (по имени основателя) или Каргалинской. Существует легенда о том, что в здешних местах в лесах по берегам рек очень много было ворон (карга по-татарски означает ворона).

Стих
Выступления учащихся

Такова история основания села Татарская Каргала. Казанские купцы, привезя с собой свои торговое мастерство, внесли огромный вклад в развитие международной торговли на южных рубежах страны. Сеитов посад стал оживленным центром, осуществляющим экономическую связь России с Востоком, будучи «всем азиатским странам и землям … ключом и вратами».

5.Викторина по истории села. Из зрителей выбираются 4 человека.
1.В каком году было основано село?
2.Как звали основателя села?
3.Откуда прибыли первые поселенцы?
4.Чем занимались первые поселенцы?
5.Какое название первоначально получило село?
6.Скольким семьям разрешалось поселиться?
7.Что означает название Каргала?
8.Какие права давались переселившимся?
9.Какие здания строились в Каргале?
10.Какое событие затронуло Каргалу7
11.Назовите занятия жителей Каргалы.
12.Назовите постройки на фотографиях.
13.Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:
1.      Первое название села
2.      Государственный орган, давший разрешение на поселение на территории Каргалы казанских купцов
3.      Река, по берегу которой поселились казанские татары
4.      Фамилия губернатора Оренбургского края
По вертикали:
1.      Имя первого поселенца-основателя села
2.      Кем был Сеит Хаялин?
3.      Одно из первоначальных наименований поселения – слобода или…?
4.      Откуда прибыли первые поселенцы Каргалы?
Песня «Туган тел».

Комментариев нет:

Отправить комментарий